- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 72OS0000-01-2023-000118-22 |
Дата поступления | 11.05.2023 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Оспаривание иных законов субъектов РФ |
Судья | Осипов Артём Викторович |
Дата рассмотрения | 11.07.2023 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 11.05.2023 | 16:28 | 11.05.2023 | ||||||
Передача материалов судье | 12.05.2023 | 11:35 | 12.05.2023 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 16.05.2023 | 11:37 | Административное исковое заявление принято к производству | 17.05.2023 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 16.05.2023 | 11:37 | 17.05.2023 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 31.05.2023 | 14:00 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 17.05.2023 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 31.05.2023 | 16:43 | 05.06.2023 | ||||||
Судебное заседание | 21.06.2023 | 10:00 | Отложено | неявка кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания | 05.06.2023 | ||||
Судебное заседание | 04.07.2023 | 14:00 | Объявлен перерыв | 26.06.2023 | |||||
Судебное заседание | 11.07.2023 | 10:00 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 14.07.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация г.Тюмени | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Глава г.Тюмени Кухарук Р.Н. | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Губернатор Тюменской области Моор А.В. | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Оперативный штаб по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Тюменской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Правительство Тюменской области | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Руководитель Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Шарухо Г.В. | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Рябцев Юрий Викторович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Второй апелляционный суд общей юрисдикции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 12.10.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 12.10.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
3а-67/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень | 11 июля 2023 года |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при помощнике судьи Константиновой Е.С.,
с участием прокурора Петрушенко К.Ф.,
административного истца Рябцева Ю.В., представителя административного истца Рябцева Ю.В. – Бекетова С.С., представителей административного ответчика Правительства Тюменской области Кораевой К.В., Кустова К.В., представителя заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Бабиковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рябцева Ю.В. к Правительству Тюменской области о признании не действующими пунктов 1 и 2 постановления Правительства Тюменской области от 31 марта 2023 года № 161-п «О внесении изменений в постановление от 17 марта 2020 года № 120-п»,
у с т а н о в и л:
17 марта 2020 года Правительством Тюменской области принято постановление № 120-п «О введении режима повышенной готовности».
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и в газете «Тюменская область сегодня» № 51 от 24 марта 2020 года.
В названный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения.
Так, 31 марта 2023 года Правительством Тюменской области принято постановление № 161-п «О внесении изменений в постановление от 17 марта 2020 года № 120-п, пунктами 1, 2 которого в постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года № 120-п внесены изменения в пунктах 3, 6, 8 слова «31 марта» заменены словами «30 июня», пункт 16 дополнены словами «с 1 апреля 2023 года по 30 июня 2023 года».
05 марта 2023 года административный истец Рябцев Ю.В. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением:
- о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления Правительства Тюменской области от 31 марта 2023 года № 161-п «О внесении изменений в постановление от 17 марта 2020 года № 120-п.
Требования мотивированы тем, что 20 февраля 2023 года административный истец обратился к руководителю Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, главному государственному санитарному врачу по Тюменской области с заявлением об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно принятии мер по отмене мероприятий «Широкой масленицы» в Тюмени в период с 20 по 26 февраля 2023 года в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку на тот момент времени режим повышенной готовности был продлен по 01 марта 2023 года.
Однако, 22 февраля 2023 года руководителем Управления Роспотребнадзора по Тюменской области не было принято мер по недопущению завоза и распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Тюменской области, обращение административного истца было направлено в администрацию г. Тюмени
Указывает, что в период с 21 февраля 2023 года по 13 марта 2023 года в Тюменской области выявлено 6603 случая заболевания новой коронавирусной инфекцией, 4 человека умерли по этой причине.
02 апреля 2023 года административный истец обратился с жалобой к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главному государственному санитарному врачу Российской Федерации с жалобой на действия (бездействие) руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в связи с непринятием мер в упреждающем режиме по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Тюменской области.
Из ответа Роспотребнадзора от 02 мая 2023 года следует, что ограничений для проведения мероприятий на открытом воздухе действующее законодательство, включая санитарно-противоэпидемические требования, постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года № 120-п не содержит. Также указано, что причинно-следственной связи между проведением на открытом воздухе мероприятий и ухудшением эпидемиологической ситуации по новой коронавирусной инфекции не установлено. Кроме того, по итогам 10 недели 2023 года (с 6 по 12 марта) в Тюменской области зарегистрировано снижение заболеваемости на 22%.
Административный истец указывает на неопределенность в сведениях руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области представленных для продления режима повышенной готовности в Тюменской области. 31 марта 2023 года руководителем Управления Роспотребнадзора по Тюменской области было заявлено, что в марте отмечается рост заболеваемости COVID-19 по отношению к февралю на 20%. При этом, 02 мая 2023 года Роспотребнадзором были представлены сведения о снижении заболеваемости COVID-19 в Тюменской области на 22% в первой декаде марта.
Административный истец указывает, что сохранение в силе оспариваемого нормативного правового акта после 05 мая 2023 года лишило его возможности принять участие 09 мая 2023 года в публичном мероприятии «Бессмертный полк», а также права на проведение мирных, без оружия, публичных мероприятий на открытом воздухе, свободу выражения мнения, участия в обсуждениях и принятии решений, иных коллективных действиях.
В судебном заседании административный истец Рябцев Ю.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что в период действия оспариваемого нормативного правового акта им были поданы уведомления о проведении публичных мероприятий, но ему было отказано, при этом другие массовые мероприятия проводились без ограничения. Также указал на несоответствие представленных сведений Роспотребнадзором и озвученным на заседании оперативного штаба. Полагал, что процедура принятие оспариваемого постановления не соблюдена.
Представитель административного истца Рябцева Ю.В. – Бекетов С.С. заявленные требования поддержал, указал на недостоверность предоставленных сведений.
Представители административного ответчика Правительства Тюменской области Кораева К.В., Кустов К.В. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления. Суду пояснили, что постановление № 161-п принято на основании решения оперативного штаба с учетом сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки. Введение режима повышенной готовности, установление ограничительных мероприятий, а также продление срока их действия, относятся к компетенции Правительства Тюменской области. Процедура принятия оспариваемого постановления соблюдена, проект постановления прошел правовую и антикоррупционную экспертизу. После принятия постановление, оно было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Бабикова К.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Суду пояснила, что решение о продлении ограничительных мероприятий было принято на заседании оперативного штаба, при принятии решения были учтены статистические данные о динамике роста заболеваемости в Тюменской области.
Прокурор Петрушенко К.Ф. указала, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят с соблюдением процедуры и полномочий принявшего органа, а также с соблюдением требований к содержанию и форме официального опубликования. Оспариваемое постановление принято с учетом эпидемиологической ситуации по распространению коронавирусной инфекции в Тюменской области. Полагала, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Представители заинтересованных лиц Оперативного штаба по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Тюменской области, Администрации г. Тюмени, заинтересованные лица губернатор Тюменской области Моор А.В., руководитель Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Шарухо Г.В., глава г. Тюмени Кухарук Р.Н не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений и доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.
Суд, заслушав административного истца, представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина; координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту- Федеральный закон № 68-ФЗ).
Данное регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ( статья 2 Федерального закона № 68-ФЗ ).
В статье 11 Федерального закона № 68-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в силу которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе: принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу пунктов 1, 2.1 части 2 статьи 3 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 323 «О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» к полномочиям исполнительных органов государственной власти области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 8 указанного Закона Тюменской области предусмотрено, что указанные полномочия осуществляются Правительством Тюменской области.
Правительство Тюменской области - высший исполнительный орган государственной власти области (статья 3 «Устава Тюменской области» от 30.06.1995 года № 6).
Согласно статье 43 «Устава Тюменской области» от 30 июня 1995 года № 6, статей 6,11 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области» нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области являются постановления.
В силу положений пункта 3 статьи 11 указанного выше закона постановление Правительства Тюменской области подписывается Губернатором Тюменской области.
Таким образом, оспариваемое Постановление № 120-п принято полномочным лицом Правительством Тюменской области с соблюдением формы.
В подтверждении порядка согласования, суду представлены листы согласования изменений в постановление Правительства Тюменской области № 120-п (Постановление Правительства Тюменской области от 31 марта 2023 года №161-п), в которых содержится подпись Заместителя Губернатора, начальника главного правового управления Правительства Тюменской области (т.1 л.д.65).
Также проекты изменений в постановление Правительства Тюменской области №120-п были размещены на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (https://admtyumen.ru) для проведения независимой антикоррупционной экспертизы (т.1 л.д. 66).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
Официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительного органа государственной власти Тюменской области считается первая публикация его полного текста в одной из газет – «Тюменская правда», «Парламентская газета «Тюменские известия», «Тюменская область сегодня» - или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) в подразделе «Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых актов» раздела «Законодательство» либо на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Данное положение закреплено в пункте 2.1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области». Публикация в одном печатном издании оспариваемых постановлений нарушением процедуры опубликования не является.
Согласно представленных суду скриншотам с официального интернет – портала правовой информации (www.pravo.gov.ru) изменения в оспариваемое Постановление № 120-п были размещены на данном портале (т.1 л.д. 67).
Установленные выше обстоятельства свидетельствует о том, что Постановление № 120-п опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области, процедура опубликования нормативного правового акта соблюдена, данный нормативный акт вступил в законную силу.
Таким образом, Постановление № 120-п является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия, опубликованию и введению в действие.
Также необходимо отметить, что порядок принятия, согласования и опубликования Постановление № 120-п ранее был проверен судом, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Тюменского областного суда от 10 июня 2020 года по делу №3а-25/2020, от 24 февраля 2022 года по делу №3а-8/2022.
Постановлением Правительства Тюменской области №402-п от 30 июня 2023 года постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года №120-п «О введении режима повышенной готовности» признано утратившим силу. Постановление опубликовано 30 июня 2023 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указывается, что если при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем, в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
В материалах дела имеется ответ комитета по межнациональным отношениям Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2023 года о рассмотрении уведомления на проведение публичного мероприятия 26 февраля 2023 года, которым не согласовано проведение публичного мероприятия в том числе и по основаниям действующего в регионе режима повышенной готовности (т.1 л.д. 13)
Таким образом, в материалы дела представлены доказательства применения, оспариваемого нормативного правого акта, в период его действия, к административному истцу, следовательно, оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ( далее по тексту – Закон РФ № 5242-1), в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Статьей 8 названного Закона РФ № 5242-1 предусматривается, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:
-на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
-на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
В соответствии с положениями статьи 8 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) (с изм. от 13.05.2004 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц.
Как следует из пунктов 1, 3, 4 статьи 2 Протокола № 4 «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней», подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства; пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц; права, признанные выше, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе.
Таким образом, Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, регулирующим право граждан на свободу передвижения и выбора места проживания (пребывания), предусмотрена возможность установления ограничений в реализации данных прав и свобод при наступлении определённых условий, что, как следует из анализа приведённых выше международных норм, соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод граждан.
Статьей 19 Федерального закона № 68-ФЗ установлена обязанность граждан Российской Федерации соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При этом в соответствии с положениями статей 10, 19 данного закона могут устанавливаться дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Тюменской области от 31 марта 2023 года № 161-п «О внесении изменений в постановление от 17 марта 2020 года N 120-п» определено, что по 30 июня 2023 года в Тюменской области приостановлено: проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, организуемых в помещениях государственных или муниципальных организаций (учреждений), с определёнными исключениями (п.3.1); проведение мероприятий, в том числе в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной, просветительской деятельности и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, с определенными исключениями (п.3.2); выезды групп обучающихся на территории других муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, стран, организованные образовательными организациями либо их представителями, за исключением выездов в организации отдыха детей и их оздоровления Тюменской области и выездов официальных групп Тюменской области для участия в мероприятиях межрегионального и всероссийского уровней (п.3.4); выезд творческих коллективов и обучающихся детских школ искусств, профессиональных образовательных учреждений на территории других муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, стран, за исключением выезда творческих коллективов государственных и муниципальных учреждений, входящих в состав делегаций (представителей) Тюменской области, для участия в официальных фестивалях, конкурсах на территории Российской Федерации (п.3.5); выезд спортивных делегаций и спортивных клубов на территории других субъектов Российской Федерации, стран, с определенными исключениями (п.3.6); посещение родителями, иными законными представителями, иными лицами загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, детских оздоровительных центров, баз и комплексов, детских оздоровительно-образовательных центров, специализированных (профильных) лагерей и других лагерей, а также проведение выездных мероприятий при участии пребывающих в данных лагерях детей (п.3.8); деятельность танцплощадок и дискотек, ночных клубов, исключить курение кальянов в ресторанах, барах, кафе, а также при выездном обслуживании. Деятельность ночных клубов, танцплощадок и дискотек допускается только при организации посадочных мест для всех одновременно присутствующих посетителей с обеспечением посадки через одно посадочное место (кроме зрителей, являющихся членами одной семьи либо проживающих вместе) (п.3.9).
Также данной редакцией постановления №120-п по 30 июня 2023 года продлен строгий противоэпидемический режим (п.6), а также приостановлена деятельность предприятий общественного питания, с определенными исключениями (п.8.2); посещение гражданами мест купания, за исключением пляжей и термальных источников на открытом воздухе, специально оборудованных и пригодных для организованного отдыха и купания, открытых для использования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области (п.8.4).
Административный истец в административном исковом заявлении указывает на необоснованное и не мотивированное продление ограничительных мер до 30 июня 2023 года со ссылкой на информацию, полученную 02 мая 2023 года от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В данной информации указано, что на территории Тюменской области по итогам 10 недели (с 6 по 12 марта) было зарегистрировано снижение заболеваемости на 22% (т.1 л.д.14-15).
Как следует из содержания Постановления Правительства Тюменской области №120-П, причиной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в Тюменской области является распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Указанная инфекция Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных статьей 41 Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, непосредственно урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее- Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Указанным актом установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, под которыми понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 3 пункта 1 статьи 2, абзац 14 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).
В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, вводятся ограничительные мероприятия (карантин) (пункт 1 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ), под которыми, согласно абзацу 15 статьи 1 указанного Федерального закона, понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями выносить постановления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
С учетом многочисленных редакций постановления Правительства Тюменской области №120-п можно проследить последовательное введение, и отмену (в случае улучшения санитарно – эпидемиологической обстановки) ограничительных мер на территории Тюменской области в целях обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Тюменской области.
Согласно выписки заседания Оперативного штаба по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Тюменской области от 31 марта 2023 года в марте 2023 года отмечается рост заболеваемости на 22% по отношению к февралю, за 12 неделю (с 20 по 26 марта) отмечено снижение заболеваемости на 17% к предыдущей недели. На 28 марта суточный показатель заболеваемости населения в Тюменской области составил 14,8 на 100 тысяч населения, что превышает среднероссийский показатель в 2,5 раза (т.1 л.д. 68-70).
Информация, представленная руководителем Управления Роспотребнадзора по Тюменской области на заседании Оперативного штаба 31 марта 2023 года, не противоречит информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02 мая 2023 года.
Так в информации от 02 мая 2023 года речь идет о 10 неделе 2023 года (с 6 по 12 марта), по итогам которой, действительно отмечено снижение заболеваемости новой коронавирусной инфекцией на 22%, однако на 9 и 11 неделях отмечен рост заболеваемости. Кроме того, при сравнении суточного показателя заболеваемости (COVID-19) в Тюменской области со среднероссийским установлено его превышение: на 27 февраля 2023 года в 1,8 раза, на 06 марта 2023 года в 2,9 раза, 13 марта 2023 года в 3,4 раза, на 20 марта в 2,4 раза (т.1 л.д. 172 - 174).
В связи с чем, принятое продление ограничительных мер обусловлено сложившейся на территории Тюменской области эпидемиологической обстановкой, и направлено на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, защиту населения Тюменской области, его здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Тюменской области.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2), допуская их ограничение федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3); в силу части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.
Из приведенных положений следует, что вышеуказанные права не являются абсолютными, поскольку могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Продление ограничительных мероприятий приняты при наличии предусмотренных законом оснований в целях недопущения распространения на территории Тюменской области коронавирусной инфекции, направлены на защиту таких конституционно значимых ценностей как жизнь и здоровье человека. Установленные оспариваемыми положениями ограничения носят временный характер, вызванный особыми условиями, обусловленными опасностью распространения коронавирусной инфекции COVID-19, соразмерны конституционно значимым целям, не содержат дискриминирующих правовых установлений. В связи с этим суд считает, что приведенные административным истцом в иске утверждения о нарушении его прав безосновательны.
Доводы административного истца о необходимости признании недействующим оспариваемого постановления №120-п с 05 мая 2023 года в связи с отменой Всемирной организацией здравоохранения статуса чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения международного значения по COVID-19 не являются состоятельными, поскольку решения Всемирной организацией здравоохранения носят рекомендательный характер.
Решение о продлении режима повышенной готовности на территории Тюменской области принято исходя из сложившейся санитарно – эпидемиологической обстановки, при улучшении которой, постановлением Правительства Тюменской области №402-п от 30 июня 2023 года, режим повышенной готовности на территории Тюменской области отменен.
В целом доводы административного искового заявления не могут быть признаны обоснованными и повлечь за собой отмену оспариваемого постановления как в редакции от 17 марта 2020 года, так и с учетом последующих изменений.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу того, что оспариваемые положения постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года № 120-п соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соразмерны конституционно значимым целям и соответствуют критериям, определенным Конституцией Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Принимая во внимание то обстоятельство, что судом не установлено оснований для признания постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года № 120-п (в редакции от 31 марта 2023 года) недействующим, отсутствуют основания для вынесения частного определения в адрес Правительства Тюменской области, Губернатора Тюменской области, Главного государственного санитарного врача Тюменской области в рамках статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления Рябцева Ю.В. о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления Правительства Тюменской области от 31 марта 2023 года №161-п «О внесении изменений в постановление Правительства Тюменской № 120-п «О введении режима повышенной готовности» от 17 марта 2020 года – отказать.
Возложить на Правительство Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 июля 2023 года.
Судья Тюменского областного суда А.В. Осипов
